Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Skip Navigation Links.
Про бібліотеку
Загальна інформація
Режим роботи
Контакти
Структура
"Вікно в Америку"
ЗМІ про бібліотеку
Спонсори
Благодійний фонд розвитку
Державні закупівлі
Вакансії
Послуги та сервіси
Новини
Замовлення екскурсій
Масові заходи
Читацькі об'єднання
Психологічна служба
Віртуальна довідка
Версія для слабозорих
Електронні ресурси
Електронний каталог
Електронна бібліотека
Видання бібліотек для дітей
Інтерактивні ресурси
Ключ
Почитайко
Т.Г. Шевченко для дітей
Книжковий експрес
«Україно, ми твої діти» (серія)
Бібліотека у форматі Д°
Природа і людина (рек. покажчик)
Музей книги
Творчість дітей
Освітні заклади Києва
Пам'ятні літературні дати
Вибрані Інтернет-ресурси
Для дітей
Для дорослих
Дитячі бібліотеки в Інтернет
Це важливо знати
Читання - справа сімейна
ІнфоТека для дітей
ІнфоТека для дорослих
Інтернет-безпека для дітей
Інтернет-безпека для батьків
На допомогу бібліотекареві
Професійні новини
Бібліотеки України для дітей
Мережа бібліотек України для дітей
Національна секція IBBY
Асоціація дитячих бібліотекарів
Сторінка методиста
Проект "КОРДБА"
Інформаційна культура користувачів
Бібліотека + IT
Нові книги України
Книги обмінного фонду
Кращі з кращих

 

Светлана Нелепова
директор Крымской республиканской детской бибилотеки им. В. Орлова

Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н. Орлова: прошлое и настоящее

«Только детские книги читать, только детские души лелеять ...» — эти слова Осипа Мандельштама точно определяют миссию детской библиотеки. С тех пор, как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам, которые создавали и хранили, а кладовыми мудрости с незапамятных времен стали библиотеки. В век видео, компьютера и Интернета, являющихся главным соперником чтения, детские библиотеки квалифицированно, со знанием возрастной детской психологии во многом восполняют лакуны в духовном и культурном развитии ребенка, образовавшиеся в последнее десятилетие, становятся центрами информации, детского чтения, детской литературы, библиотечного обслуживания юных читателей. Детская библиотека, необходимая ребенку не только из бедной, но и из обеспеченной семьи, продолжает оставаться тем островком, на котором каждый найдет для себя необходимое, интересное, приоткроет завесу неведомого и соприкоснется с шедеврами мировой культуры. Именно таким местом для юных читателей является Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н. Орлова, расположенная в уютном районе города Симферополя. Вот уже более полувека она гостеприимно распахивает свои двери, вырастив не одно поколение мальчишек и девчонок на добрых и мудрых книгах, которые «живут» здесь.
Предложение Национальной библиотеки Украины для детей разместить материалы, освещающие деятельность детских библиотек АР Крым в научно-методическом журнале «Світ дитячих бібліотек», свидетельствует о том, что опыт работы с юными крымчанами интересен нашим коллегам из других регионов Украины, а для меня, директора одной из крупнейших библиотек для детей в Крыму, — еще один повод оглянуться назад, понять и оценить опыт предшественников, осмыслить то, что происходит в настоящем.
В архиве библиотеки хранятся материалы и альбомы со старыми фотографиями, в которых вся история библиотеки в датах и судьбы тех, кто ее создавал. Первая в Крыму бесплатная детская библиотека–читальня основана в 1899 году в Ялте. Позже открыты детские библиотеки в Евпатории (1919 г.), Симферополе (1935 г.), Феодосии (1945 г.), Бахчисарае (1947 г.). Согласно архивным документам в период с 1945 по 1960 гг. была создана основная часть крымских детских библиотек (30), которые являлись порой единственными центрами культуры, детского досуга и творчества. Частично эту функцию выполняли детские отделения (9) при библиотеках для взрослых (со специальным фондом, помещением и отдельным библиотечным работником), сельские (303) и школьные (474) библиотеки. Однако ощущалась насущная потребность в базовом детском библиотечном учреждении всекрымского масштаба, призванном обеспечить качественно новое место книги и чтения в жизни подрастающего поколения. В середине 50-х годов ХХ ст. была создана Крымская областная библиотека для детей и юношества — научно-методический и исследовательский центр по вопросам организации библиотечного обслуживания детей и подростков, обобщения и распространения передового библиотечного опыта, изучения закономерностей и тенденций детского чтения в регионе. Она начала свою деятельность 27 октября 1955 года после принятия предусматривающего расширение сети детских библиотек Постановления Совмина УССР от 29.06.1951 г. № 591 «Об улучшении внешкольной работы» в соответствии с «Народно-хозяйственным планом на 1955 год в Крымской области» и Постановлением исполнительного комитета Крымского областного Совета депутатов трудящихся (№ 410). Интересен тот факт, что библиотека была открыта поздней осенью в преддверии зимних холодов, сразу став «теплым» домом для юных крымчан, своеобразной территорией детства, экспериментальной площадкой по апробации современных методик приобщения детей к литературе, воспитанию читательской культуры, базой повышения квалификации библиотечных специалистов, работающих с детьми.
У истоков создания библиотеки стояла Ираида Петровна Петлюк, первый директор, руководившая библиотекой четверть века, участница Великой Отечественной войны (награждена 9 орденами и медалями), депутат. Добрая ей память! Тогда в библиотеке функционировали 3 отдела: обслуживания, методико-библиографический и комплектования, а штат состоял всего из 5 сотрудников: директора, методиста–библиографа, библиотекаря, помощника библиотекаря и уборщицы. Первоначально, не имея своего помещения, библиотека располагалась в одном из цехов объединения кинофикации, где на площади 12 кв. м. размещался фонд в 3 тыс. экземпляров, начало формирования которого датируется 15.11.1955 г. С 1956 года библиотека ютилась в маленьких неприспособленных помещениях и только в 1961 году по решению исполкома Симферопольского городского совета депутатов трудящихся от 21.03.1961 г. «О предоставлении помещения областной библиотеке для детей и юношества» получила здание площадью 499, 4 кв.м. по ул. Тургенева, 16, в котором находится и сегодня. Это здание является памятником истории и архитектуры.
В микрорайоне, где компактно расположены школьные и внешкольные учреждения, Крымская областная библиотека для детей и юношества начала обслуживание учащихся 1–11-х кл. двадцати средних школ города, поэтому формирование фонда, оказание библиотечно-библиографических услуг, индивидуальная и массовая работа были подчинены потребностям именно этой категории читателей. Ежегодно в библиотеку поступало до 10 тыс. новых книг, свыше 140 названий периодических изданий, а также грампластинки, диафильмы, диапозитивы. Уже с первых месяцев существования областная библиотека стала функционировать как методический центр: в декабре 1955 года был проведен первый семинар «Организация и содержание работы детских и школьных библиотек». Специалисты с целью оказания методической и практической помощи посещали все крымские библиотеки, обслуживающие детей, в среднем 2 раза в год.
В 1962 году на основании Приказа Министерства культуры УССР «О реорганизации работы библиотек для детей» от 6.04.1962 г. № 138 Крымская областная библиотека для детей и юношества была реорганизована в Крымскую областную библиотеку для детей, а учащиеся 9–11-х классов переведены в библиотеки для взрослых. Для детей дошкольного возраста и учащихся 1–8-х классов организовывались широкие просмотры литературы, книжные выставки, проводилась большая массовая работа: беседы, литературные утренники, читательские конференции, вечера, встречи с интересными людьми: артистами, писателями, композиторами, героями труда. В библиотеке работали клубы «Твой друг — музыка» (4–5 кл.), «Любители поэзии» (4–8 кл.), кружок «Друзья библиотеки». Высококвалифицированные библиотекари и библиографы помогали детям в подборе литературы в помощь учебному процессу, рекомендовали книги по интересам, знакомили со справочно-библиографическим аппаратом, учили пользоваться им. В 70-е гг. начал функционировать единственный в области отдел искусств, где дети могли взять на дом книги о музыке и живописи, грампластинки, диафильмы, диапозитивы.
Как научно-методический центр библиотека способствовала расширению в Крымской области сети библиотек для детей с целью более полного обеспечения книгой как по месту учебы, так и по месту жительства: с 1960 года по 2002 год были открыты 20 специализированных детских библиотек. Методисты постоянно оказывали практическую помощь библиотекам на местах, обучали детских библиотекарей новым формам и методам работы, выявляя и внедряя передовой библиотечный опыт. Проводились научные исследования «Индивидуальное руководство чтением детей», «Повышение уровня пропаганды книги в помощь учебному процессу»; организовывались научно-практические конференции «Деятельность библиотек по организации библиотечно-библиографического обслуживания детей и юношества», «Пути и методы совершенствования специалистов и рабочих сельскохозяйственного производства, профессиональной ориентации детей и юношества на массовые сельскохозяйственные профессии»; объявлялись недели книги, областные игры «Путешествие в страну «Пионерия», смотры–конкурсы «Всем стать в строй» и т.д.
«Коллектив библиотеки, совершенствуя работу с читателями–детьми, одновременно формировался сам, — писала Петлюк И.П. в одной из справок, — утверждались определенные традиции: доброжелательная взаимозаменяемость — не по приказу директора; пришел новый сотрудник — научи его всему, что знаешь сам, помоги в работе, и основная традиция — добросовестное, неравнодушное, профессиональное отношение к работе». Хочется добрым словом вспомнить тех, кто из года в год с неослабевающим терпением нес крупицы вечных истин, зажигая в юных читательских сердцах искру любознательности, помогая тем, кто еще не нашел свое «я». Их мастерство — в способности сохранить и, самое главное, донести до сотен детских умов человеческую мысль. Любая книга, самая хорошая, самая интересная, могла бы остаться незамеченной на библиотечной полке, если бы не их умение раскрыть перед юными читателями глубину «книжной души», заинтересовать и научить любить книгу. С первых дней создания библиотеки и до выхода на пенсию в ней проработала Б.Ю. Цыбулевская, пройдя путь от рядового библиографа до заместителя директора библиотеки. Более 20 лет посвятила библиотечной профессии Э.К. Кальнина, награжденная значком «За отличную работу». Много лет служили библиотеке и детям Дроздова Л.Н., Серебренникова Д.П., Пузанова Г.И., Дудченко В.Н., Слюсаренко А., Шейко Р.Я., Блудова В.Н., Битюкова М.А., Бондарь Е.М. и другие.
В 1991 году библиотека на основании Постановления Совета Министров Крымской АССР от 25.12.91 г. «О регистрации имущества Крымской АССР» была переименована в Республиканскую детскую библиотеку Крыма. В соответствии с этим статусом произошли обновления в сфере деятельности библиотеки, в системе управления, обслуживания, комплектования, повышения квалификации, в аналитической, прогностической и консультационной работе, в обслуживании детей Крыма, развитии библиотечной педагогики. Закономерным стало создание психологической службы (психология и педагогика детского чтения и творчества, библиотерапия, тренинги, консультирование, коррекционные занятия и др.), так как помимо задач, связанных с накоплением и распространением информации, детские библиотеки решают проблемы психолого-педагогического характера, привлекая для этого такой мощный и универсальный инструмент познания и самовоспитания, как литература.
В апреле 2000 года (Постановление Совмина АР Крым от 25.04.2000 г. № 122) библиотеке присваивается имя известного крымского писателя Владимира Натановича Орлова. На нашем здании, где в 1961 году прошла первая встреча В.Н. Орлова с маленькими читателями, устанавливается памятная доска и библиотеку все уже называют «Орловкой». С 2000 года на базе библиотеки работает региональный Центр памяти поэта, основными направлениями которого является работа по увековечиванию памяти В. Орлова в Крыму. Здесь готовятся методические и библиографические материалы, проводятся занятия творческой лаборатории детских библиотекарей, на которых рассматриваются разнообразные темы: «Книги В.Н. Орлова и воспитание нравственности», «Интеграция творчества крымских детских писателей в сферу региональной книжной культуры», «Поддержка и развитие читательской среды юных крымчан через специализированные крымские периодические издания для детей и подростков», «Объединение усилий издателей, библиотекарей, писателей, педагогов в решении проблемы поддержки детского чтения и развития литературы для детей в Автономной Республике», «Детская литература и ее роль в развитии личности ребенка: взгляд издателя, писателя, библиотекаря, педагога». И такая работа приносит результат. В 2007 году по инициативе нашей библиотеки создается проект «Издание книг В.Н. Орлова в Крыму» (готовится к выпуску «Веселый букварь»), а изданные КРДБ им. В.Н. Орлова библиографические пособия «Владимир Натанович Орлов» и «Миры Светланы Ягуповой» использованы в составлении учебно-методическом пособии «Уроки литературы родного края» кандидатом филологических наук, учителем–методистом Гавриловым В.Н.
Более чем за 50 лет своего существования библиотека прошла типичный путь для специализированного (детского) учреждения культуры. Сегодня она — настоящая духовная сокровищница детской литературы, собранной не одним поколением библиотекарей, которые на протяжении многих десятилетий открывают детям путь в современный мир знаний, формируют представление о чтении как о необходимой каждому ступеньке к жизненному благополучию, к социализации личности. В библиотеке для читателей функционируют: отдел обслуживания дошкольников и читателей–учащихся 1–4-х классов; отдел обслуживания читателей–учащихся 5–9-х классов; отдел искусств; отдел книгохранения; отдел информации, рекламы и справочно-библиографической работы; отдел комплектования и обработки литературы; отдел усовершенствования методологии библиотечной работы с детьми и маркетинга. Документный фонд библиотеки, состоящий из 156 тыс. экз., представляет собой модель книжной культуры детства. Ежегодно выписывается около 100 наименований газет и журналов, с 2000 года собираем коллекцию книг В.Н. Орлова (самая полная в Украине, России) и книги с автографами детских писателей. К 2012 году фонд должен увеличиться до 175–200 тыс. экз.
Ежегодно в библиотеку записываются более 10 тыс. читателей: это дети от 2 до 15 лет, их родители, студенты, учителя, воспитатели, специалисты, профессионально связанные с книгой. Среди пользователей есть различные категории юных читателей, в т.ч. одаренные дети, дети с ограниченными физическими возможностями, дети–сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей, из семей, затронутых ВИЧ/СПИД эпидемией (детский центр дневного пребывания «Первые шаги»). С 2004 года библиотека сотрудничает с детскими учреждениями, которые работают с социально незащищенными группами детей на основе договоров о творческом содружестве. Диапазон форм и методов работы с читателями широк. Ежегодно для них проводится более 1,5 тыс. массовых мероприятий, способствующих духовно-нравственному, правовому, экологическому, эстетическому воспитанию. Это: театрализованные представления, литературные вечера и знакомства, творческие встречи, информационно-познавательные часы, кукольные спектакли и др.
Сегодня в Крыму проживает 342 тыс. детей в возрасте до 15 лет (5 лет назад — 365 тыс.). Количество читателей–детей, обслуженных библиотеками в АР Крым в 2007 году, составило 161 863 чел., в т.ч. библиотеками для детей — 95803 чел. Их сегодня обслуживают 49 специализированных библиотек для детей, в т.ч: КРДБ им. В.Н. Орлова, 46 городских, районных, поселковых, которые входят в состав 23 ЦБС, и 2, имеющие юридическую самостоятельность (Кировская поселковая и Старокрымская городская).
В настоящее время Крымская республиканская детская библиотека им. В.Н. Орлова — единственный в Крыму научно-методический, исследовательский, координационный центр по проблемам детского чтения и детской литературы, а также организации библиотечно-библиографического и информационного обслуживания детей в регионе. Она занимается обобщением и распространением библиотечного опыта работы с юными читателями, изучением закономерностей и тенденций в детском чтении, оказанием консультативной, психолого-педаго гической и методической помощи 48 детским и 515сельским библиотекам Крыма. Библиотека — главный инициатор, организатор и координатор проведения многих конкурсов, фестивалей и других зрелищных мероприятий, связанных с популяризацией детской книги и чтения, имеющих большой общественный резонанс. Среди них: Неделя детской книги; всеукраинские конкурсы «Найкращий читач України», «Моя мала Батьківщина», «Нащадки пам'ять бережуть», «Мы не забыли ни живых, ни павших»; республиканские конкурсы «Проба пера» (на лучшую детскую рукописную книгу, 1993–2008 гг.), «Поделись теплом души своей» (для детей–инвалидов, детей–сирот, детей из многодетных и малообеспеченных семей); благотворительные акции «Подари детской библиотеке книгу», «Сохраним «Орловку» для юных читателей» и др.
Научно-исследовательская деятельность библиотеки заключается в выявлении содержания и структуры спроса пользователей на различные документы в детских библиотеках Крыма, изучении и обобщении библиотечной практики, прогнозировании перспектив чтения, его анализе и др., что во многом определяет стратегию развития библиотечной работы с детьми в регионе. Достаточно интенсивно в последние годы проводятся социологические исследования, например, такие: «Что читают дети в Крыму», «Юный читатель конца XX в.», «Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в детских библиотеках Крыма», «Читающий ребенок Крыма в новом тысячелетии», «Чем ты занят, подросток?», «Потребности читателей–детей и их родителей в психологической поддержке», «Основные средства и возможности детских библиотек Крыма по обслуживанию детей–инвалидов» и др. С целью оценки качества и эффективности оказываемых библиотечных услуг проводятся маркетинговые исследования «Мониторинг информационных продуктов и услуг детской библиотеки», «Информационные ресурсы детских библиотек и рынок платных услуг», «Мониторинг реального состояния детских библиотек рай/гор ЦБС Автономной Республики Крым» и др., позволяющие выявить потенциальных потребителей, проанализировать спрос на платные услуги среди разных категорий пользователей, определить динамику рынка информационных услуг. Впервые в Крыму сотрудники нашей библиотеки внедрили в практику программно-целевое планирование. Разработаны программы «Книга. Библиотека. Семья», «Знать и понимать друг друга», «Душу исцелят добро и слово» и др. и уже реализованы такие социально значимые проекты, как: «Детская библиотека и одаренные дети», «Жизнь нуждается в милосердии», «Подари сверстнику радость».
Выполняя управленческую функцию, способствующую повышению эффективности работы детских библиотек АР Крым, их развитию в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды, библиотека с 2006 года занимается разработкой примерных документов, регламентирующих деятельность региональных библиотек для детей. После обсуждения и согласования с НБУ для детей эти документы изданы в серии «Нормативно-регламентирующая документация в детской библиотеке» и предложены к использованию в работе. Так, например, «Примерные положения о каталогах (картотеках). Паспорт каталога (картотеки)» (2006 г.) включают материалы в помощь организации основных каталогов и картотек. В издании «Примерная структура годового плана/отчета рай/гор детской библиотеки» (2007–2008 гг.) предлагается схема основных направлений деятельности, система показателей, характеризующих работу библиотеки за определенный период времени. В этом году в помощь районным и городским детским библиотекам планируется разработать и издать методические рекомендации «Примерные должностные инструкции работников детских библиотек», «Планирование бюджета рабочего времени детской библиотеки», памятку «Анализ деятельности детской библиотеки» (при согласовании со специалистами НБУ для детей).
КРДБ им. В.Н. Орлова является центром усовершенствования методологии, инновационных технологий библиотечной работы с юными читателями и организаторами детского чтения в Крыму. Со времени создания библиотека разрабатывает, апробирует и издает ежегодно 15 методических и библиографических материалов по актуальным вопросам библиотечного обслуживания детей и подростков. За весь период деятельности подготовлено около 800 пособий, перечень которых отражен в ретроспективном научно-вспомогательном библиографическом указателе «Методико-библиографические издания Крымской республиканской детской библиотеки им. В.Н. Орлова с 1958 по 2005 гг.» (116 с.), изданном к 50-летию библиотеки. Вызывают особый интерес у библиотекарей, обслуживающих детей, методические рекомендации «Юные за возрождение Крыма», «Права ребенка — права на будущее», «Любимых детских книг творец» (Г.Х. Андерсен), «Читаем вместе», «Книжный ларчик Светланы Ягуповой», «Детские писатели–юбиляры 2008 года» и др. Пользуются популярностью выпуски «Опыт лучших — каждому!» из серии «Библиотечка организатора детского чтения», в которых представлены творческие разработки библиотекарей Крыма. В форме «карманной книжки организатора детского чтения» предложены сценарные материалы «Об этом говорить необходимо …», «Здоровый ребёнок — здоровое общество», способствующие воспитанию культуры здоровья. В традициях библиотеки и создание пособий рекомендательной библиографии для юных читателей, родителей, учителей. Особой популярностью пользуются издания из серии «Крымские писатели — детям и подросткам», «Мой Крым и я», «Информационная культура школьника» и т.д. В методических рекомендациях психолога «Развитие читательской личности ребенка», в библиотерапевтических памятках «Открой в себе мир удивительных «Я», «Научи свое сердце добру», «Если случилась ссора», «Если стало грустно» можно найти разработки методов привлечения детей к чтению, материалы по развитию читательских интересов, советы в помощь самореализации читателя. Творчество наших одаренных читателей широко представлено в сборниках «Открываем новые имена», «Детство на кончике пера», «Дар слова» (работы победителей республиканских конкурсов на лучшую детскую рукописную книгу «Проба пера»), «Я хочу, чтобы вы читали Орлова» (отзывы юных читателей о республиканском конкурсе «Книжная мозаика детского поэта»), в каталоге «Мир, полный любви и добра» (работы участников республиканского творческого конкурса «Поделись теплом души своей») и др.
Информирование о деятельности библиотеки осуществляется через СМИ. Ежегодно в периодической печати в среднем выходит 140 публикаций и 44 информации на радио и телевидении. Опыт работы библиотеки освещается в профессиональных библиотечных и педагогических журналах «Библиография», «Библиотека», «Мир библиографии», «Шкільна бібліотека», «Світ дитячих бібліотек», «Педагогическая жизнь Крыма», «Вместе», а также на страницах республиканской периодики. Не секрет, что профессиональное мастерство — залог успешной работы. Расширению и углублению профессиональных знаний, умений и навыков библиотекарей, обслуживающих детей, способствует организованная КРДБ им. В.Н. Орлова система мероприятий по повышению квалификации с преобладанием инновационных практико-ориентированных методов обучения, среди которых: семинары–тренинги, семинары–консалтинги, информационно-методические, консультативные, психолого-педагогические семинары, мастер-классы, профи-часы, тренинги. Эффективны и полезны практикумы по актуальным проблемам работы с читателями–детьми: «Мониторинг информационных продуктов и услуг детской библиотеки: учимся маркетингу», «Чтение ребенка в современном мире: состояние, проблемы, тенденции», «Детские библиотеки Крыма в социокультурном пространстве региона», «Библиотечно-информационное обеспечение образовательных потребностей читателей–детей в современных условиях», «Инновационная управленческая деятельность — основа эффективной работы детской библиотеки», «Детская литература и ее роль в развитии личности ребенка: взгляд издателя, писателя, библиотекаря, педагога».
Великий философ Д. Дидро сказал, что счастливейший человек тот, кто дает счастье большому количеству людей. И именно наша профессия предоставляет такую возможность: прекрасно, если можно подарить юным читателям радость общения с книгой. Детский библиотекарь — прежде всего педагог, который умеет найти подход к каждому ребенку, помочь ему адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире духовных ценностей. Он может создать доброжелательную, спокойную обстановку, дать знания через книгу, научить ими пользоваться, привить не только культуру чтения, но и культуру поведения. Сегодня в библиотеке работает команда людей (уже третье поколение библиотекарей), любящих свое дело, литературу, своего читателя, желающих творчески работать, нести детям «свет разумения книжного». Это коллектив высококвалифицированных специалистов, единомышленников, это обаятельные, добрые люди: Губа В.В., Кондратюк О.С., Карась Е.В., Чернецкая О.В., Олейникова А.И., Оскина О.К., Стрелец Л.В., Веселова И.В., Волошко Е.А., Абляева А.Э. и др., которые не только организуют детское чтение, ведут наблюдения за миром читателя–ребенка, но и являются экспертами оценки качества литературы и другой информационной продукции для детей и подростков. Свою главную задачу они видят в том, чтобы сохранить и приумножить весь положительный опыт, накопленный за многие годы.
По меткому высказыванию Альберта Лиханова, «Детская библиотека — последний оплот, стоящий сегодня на защите детского чтения». Современные библиотеки для детей в АР Крым руководствуются в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами международного и государственного уровней, в т.ч. Законом Украины «О библиотеках и библиотечном деле». Однако проблемы, существующие в организации качественного обслуживания детей, указывают на сложность и противоречивость положения библиотек, хотя детские демонстрируют поразительную жизнестойкость. Они выживают и плодотворно работают даже при недостаточном, а, чаще всего, при полном отсутствии финансовых средств на комплектование, при том, что сегодня нередко в фонды поступает низкопробная литература, появление которой связано с нарушением традиций детского книгоиздания, отсутствием критики, рецензирования, прогнозирования издательского репертуара для детей. У многих детских библиотек существуют проблемы с помещениями. Материально-техническая база «Орловки», например, не отвечает санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к организации библиотечного фонда и обслуживания детей, не хватает рабочих мест (в т.ч. автоматизированных) для занятий детей в читальных залах и для сотрудников. Оборудование, мебель изношены, отсутствует электронное оснащение. Выход в Интернет есть, но для читателей–детей он недоступен.
В 1998 году КРДБ им. В.Н. Орлова вследствие недостаточного бюджетного финансирования вынуждена была искать дополнительные средства для своего существования путем внедрения платных услуг в соответствии с Постановлением Кабмина Украины от 05.06.97 г. № 534 «Об утверждении Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учреждениями культуры и искусств, основанными на государственной и коммунальной форме собственности». Привлечение дополнительных денежных средств с целью ресурсного обеспечения библиотеки было сопряжено с немалыми трудностями, связанными с установлением цены на платную услугу с учетом психологии восприятия основных пользователей библиотеки — детей, отсутствием условий для предоставления данных услуг, сверх нормативной библиотечно-информационной деятельностью библиотекарей и запретом на использование части доходов на социальную поддержку коллектива. Большая часть средств от платных услуг шла на возмещение расходов, связанных с их организацией и предоставлением. Сейчас библиотека оказывает 7 видов платных услуг. В последнее время наметилась тенденция к увеличению обращений пользователей к такой услуге, как составление библиографических списков литературы для дипломных, курсовых, контрольных работ (особенно востребована среди студентов крымских вузов). В 2007 году средства, полученные от оказания пользователям платных услуг, составили 15 тыс. грн. Несмотря на трудности, в Крымской республиканской детской библиотеке им. В.Н. Орлова остаются неизменными любовь к книге и детям. Библиотека, как никогда, востребована, потому что здесь в0сегда ждут и любят своего читателя. Библиотекарь даст малышу первую книгу и подскажет правильный путь к этому самому удивительному чуду на Земле, он обучит искусству чтения, раскроет перед ребенком книжную вселенную и совершенно особый мир — мир литературных героев. Многое уже сделано, но еще больше впереди. И мы уверены, что нам все удастся, так как вместе с нами всегда будут наши читатели.

 

 
Останнє оновлення: 12/12/2019
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей