Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Skip Navigation Links.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані Інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві

Горизонти бібліографії


Галина Севастьянова,
зав. отделом информационной и
справочно-библиографической работы
Луганской областной библиотеки для детей

"Традиции и инновации
в библиографической работе.
ТРИЗ - веление времени"

Педагогическая практика последнего времени убедительно доказала эффективность обучения детей в системе ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), когда ребенку предлагается нестандартная задача, для которой нужно найти нестандартное решение, например: придумать старую сказку на новый лад, написать продолжение известных произведений, сочинить рассказ, историю от имени домашних или диких животных, растений и т.д. Главная цель - воспитание и развитие творческой личности каждого ребенка тесно смыкается, совпадает с целями и задачами детских библиотек. Трансформация ТРИЗ в библиотечной практике, с учетом ее особенностей и специфики, может быть представлена как творческое решение интеллектуальных задач, когда во главу угла ставится творческое развитие личности ребенка-читателя через библиотечные формы и методы.

Особенно целесообразно использование этой системы в библиографической работе с детьми: не преподносить готовые знания, а помогать юным читателям открывать библиографические закономерности самим, постигая на практике алгоритмы информационного поиска, основные правила библиографического разыскания, что способствует выработке и закреплению навыков не только культуры чтения, но и информационной культуры в целом.

Внедрение системы ТРИЗ позволяет поднять традиционную информационно-библиографическую работу на новый качественный уровень. Знания, полученные самими читателями с помощью библиотекаря, оказываются глубже и прочнее тех, которые воспринимаются пассивно. Вместе с тем, мы не призываем к отказу от традиционных форм справочно-библиографической работы (беседы, обзоры, консультации). Необходимо разумное сочетание традиций и инноваций. Так, элементы ТРИЗ могут быть составной частью дней информации, библиографии, новой книги, формой проведения библиотечных занятий (например: библиотечное занятие "СБА библиотеки" для 7 кл. можно провести в форме библиографического детектива) и т.п.

Основным условием успешной работы по творческому решению интеллектуальных задач в информационно-библиографическом обслуживании читателей-детей является систематичность, последовательность и целенаправленность. Так, приведенные ниже формы работы были опробованы на группе читателей-учащихся 7-9 классов школ микрорайона, которые на протяжении ряда лет (иногда с 5-го по 9-ый класс) регулярно, в среднем один раз в месяц, коллективно посещают библиотеку для участия в массовых мероприятиях библиографической направленности (помимо индивидуальных посещений). Их подготовленность и уровень культуры чтения дают возможность для эксперимента, поиска новых эффективных форм. Главное, что все они являются активными участниками каждого мероприятия, позволяющего каждому раскрыть свой творческий потенциал, проявить эрудицию, смекалку, находчивость или, напротив, выявить слабые места, пробелы в знаниях, объективно оценить свои силы, причем не только в традиционных библиографических играх, но и в, казалось бы, пассивных формах информационной работы.

Вместо заключения.
Библиография - это интересно!

В последнее время наблюдается тенденция к смещению приоритетов в библиотечной работе с детьми в сторону массовых мероприятий.

Не отрицая и не умаляя значения массовой работы с юными читателями, хочу отметить, что иногда это увлечение бывает чрезмерным: план настолько перенасыщен различными мероприятиями, что на чисто библиотечные процессы времени, как правило, не остается. Поэтому, когда речь заходит о справочно-библиографической деятельности, то она, зачастую, воспринимается, как дополнительная нагрузка, себя не оправдывающая.

Достаточно вспомнить ошибочное решение о необязательном ведении СБА в небольших библиотеках, восторженно воспринятые на местах (в некоторых библиотеках до сих пор стоят законсервированные каталоги и картотеки).

Сейчас, отрицая возможность информационного обслуживания, мотивируют это тем, что количество новых поступлений не превышает 100-200 экземпляров в год. Соглашаясь с этим аргументом, необходимо все-таки отметить: раз новых изданий так мало, тем более читатели должны знать о них в первую очередь. И еще, сокрушаясь по поводу бедного репертуара периодики для детей, не забывайте перелистать вместе с ними старые подшивки газет и журналов: там немало поучительного и интересного, а значит, возможна информация ретро: на рубеже тысячелетий вспомнить недавнее прошлое.

В библиографии действует тот же постулат, что и в жизни: кто-то ищет объективные причины, мешающие работать, другие - выход из создавшейся ситуации.

Прежде всего нужно преодолеть психологический барьер. Справочно-библиографическая работа - не нудная, скучная "обязаловка", а постоянный творческий поиск, будь то запрос читателя, выполнение сложной библиографической справки, создание новых библиографических пособий, разработка нетрадиционных форм информирования или воспитания культуры чтения.

Библиография - это интересно! Если вы поверите в это, то вам не составит никакого труда убедить в данной аксиоме юных читателей. А значит, будущее за информационной культурой. И если представленные методико-библиографические материалы приблизят вас к пониманию значимости справочно-библиографической работы и пробудят желание использовать что-то в своей практике - цель достигнута.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 12/4/2024
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей