Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Skip Navigation Links.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані Інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві

Бібліотека: вчора, сьогодні, завтра


Наталия Семилет,
директор централизованной библиотечной
системы для детей, г. Николаев

Некоторые размышления о миссии
детской библиотеки и примеры
ее виртуального воплощения


Центральная библиотека для детей г. Николаева постоянно особое внимание уделяет усовершенствованию информационно-образовательной функции библиотеки, которая направлена на реализацию прав ребенка в информационно-библиографическом обслуживании, на расширение и обогащение учебного процесса. Использование новых информационных технологий рассматривается ею как средство пробуждения интереса к книге и познанию.

Как и везде в обществе, так и в библиотечном мире принято отдавать дань моде на определенные специфические понятия, термины и формулировки. Наверное, в этом есть своя закономерность и логическое объяснение. Все зависит от изменений, происходящих в обществе, от которого библиотека, по понятным причинам, быть свободной не может. И вот уже термин "пропаганда" книги сменяется "популяризацией", а "воспитание культуры чтения" - "привитием информационной культуры". Таких примеров можно привести множество, но зачастую от изменения формулировки понятия не меняется его целенаправленность.

Многие годы каждая библиотека, планируя свою работу, определяла цели и задачи как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым.
Сегодня "модным" стало определять "миссию" организации и, в том числе, библиотеки. Но если разобраться в понятии "миссия", то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань "моде", не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в то же время емко, предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей.

Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации. Миссию своей библиотеки мы "вынашивали" на протяжении 10 лет, не осознавая, что в результате должны "родить". Просто мы понимали, что работать по-старому мы уже не сможем, что наши пользователи (тогда еще только "читатели") ждут от нас изменений, связанных с постепенным внедрением в работу библиотеки рыночных, маркетинговых принципов.

Все эти годы постепенно менялись направления работы, усложнялись цели и задачи, которые ставил перед собой коллектив. Мы понимали, что перед детской библиотекой стоят наиболее ответственные и важные задачи, направленные на реализацию прав ребенка на библиотечно-информационное обслуживание, бесплатный доступ к библиотечным фондам и получение услуг.

Библиотека, к тому же, должна играть положительную роль в воспитании образованных, социально-активных граждан государства, которые смогут обеспечить постоянный прогресс нации. Мы не должны допустить, чтобы исчезла одна из самых замечательных, отличительных особенностей нашей нации - стремление к знаниям, чтению. А читающая нация - это, прежде всего, читающие дети.

Сегодня не только библиотеки для взрослых, но и детские библиотеки, в том числе и наша, готовы принять на себя функции муниципального информационного центра, который является не только источником получения разнообразных документов, но и организатором доступа детей, а также тех, кто занимается их воспитанием и образованием, к адресной информации. Это, и многое другое, дало нам основание определить приоритетные направления деятельности нашей библиотеки в настоящее время, а именно:
· информационная поддержка образовательного процесса в учебных заведениях города, создание условий для применения маркетинга образования;
· предоставление информационного комфорта семье, усовершенствование организации семейного чтения, привлечение к сотрудничеству родителей, дедушек и бабушек;
· работа с молодой семьей в рамках комплексной программы "Будущая мама самая обаятельная и привлекательная", информационное обеспечение по вопросам охраны материнства и детства;
· внедрение новых информационных технологий, интеллектуализация;
· работа библиотекарей на основе дальнейшей компьютеризации и медиатизации библиотеки;
· содействие чтению детей, которые имеют ограниченные возможности посещения библиотеки и специальные потребности, создание для них релаксационных "зон" и условий для обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде;
· организация содержательного досуга читателей, выработка собственного стиля на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы и доверительных отношений с читателями.

Мы понимаем, что эффективность внедрения всех этих направлений зависит от того, насколько умело библиотека сумеет адаптировать свою традиционную модель к жизни в новой информационной реальности. Определяя свою миссию, мы оцениваем библиотеку как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

Не будем оригинальными, утверждая, что именно информационные ресурсы, компьютерные технологии помогают нашей библиотеке войти в информационное общество на правах равной среди равных. Компьютер рассматривается как привлекательное для детей техническое средство, как еще один из путей, ведущих в библиотеку, как средство пробуждения интереса к книге, к познанию. От найденной с помощью компьютера библиографической информации ребенок переходит к библиотечному фонду - книжным полкам. Такой своеобразный мост между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту её популярности, слиянию новых и традиционных средств, превращающих библиотеку в особую интеллектуальную среду, побуждающую к образованию. Таким образом, внедрение новых информационных технологий, техническое оснащение библиотеки помогает нам воплощать в действительность миссию, которую мы для себя определили.

Наша миссия благородна потому, что мы обеспечиваем сохранение традиций детского чтения как духовного потенциала общества. Наша сверхзадача - духовное воспроизводство личности. Мы стремимся обеспечить доступ детей и взрослых к информации, удовлетворить с помощью разнообразного спектра ресурсов и услуг образовательные, информационные и личностные потребности наших читателей, включая отдых и досуг. Мы против "культа личности", но культ читателя - это наше кредо. Мы - это коллектив профессионалов, которые имеют большой творческий потенциал и знают, как сделать библиотеку открытой, доступной, интеллигентной. Библиотека играет множество социальных ролей. Понимая, что жизненно важно, чтобы эти ее новые роли были осознаны и востребованы как населением, так и властными структурами, мы стремимся донести до них свою миссию.

Одна из важнейших задач детской и школьной библиотек, выполнение которой они, по сути, полностью взяли на себя, - это информационно-библиографическое обеспечение учебного процесса, оказание разнообразных образовательных услуг, обеспечивающих возможность учащимся получать непрерывное образование. На помощь приходят новые компьютерные технологии. Отдел новых информационных технологий вносит большой вклад в выполнение миссии нашей библиотеки и, в первую очередь, в вопросе информационной поддержки образования.

Информационные ресурсы библиотеки включают, помимо документальных источников, видеофильмы, музыкальные компакт-диски, образовательные, познавательные, обучающие CD-ROM в помощь многим школьным предметам для разных возрастов.
Созданием медиатек сегодня никого уже не удивишь (хотя у нас на Украине приобретение CD-ROM в настоящее время стало очень проблематичным в связи с вопросом лицензирования мультимедийной продукции). Другое дело, эффективность использования медиатек в процессе оказания библиотекой образовательных и других услуг своим пользователям. Мы поставили перед собой задачу широкого использования возможностей нетрадиционных носителей информации по всем направлениям библиотечных услуг и, в первую очередь, - образовательных. Используем их для:
· предоставления пользователям фактографической информации (CD-ROM-энциклопедии, словари, справочники, рефераты, тексты художественных произведений; развивающие программы);
· самостоятельной работы читателей на АРМ;
· организации медиапанорам и виртуальных уроков по предметам школьной программы.

Большой популярностью пользуется полнотекстовая база данных "Высшие и средние учебные заведения города", в которой пользователь найдет полную информацию о факультетах, специальностях, экзаменах, наличии подготовительных курсов, оплате за обучение и прочее.

Сегодня библиотеки нашей ЦБС ищут новые направления работы с семьей, выявляют спрос на информационные услуги для неё, предоставляют консультативную помощь по проблемным вопросам воспитания, возрождают традиции семейного чтения, организуют информационно-просветительный сервис для будущих мам. Расширить интегрированный ассортимент услуг для родителей, с учетом их интересов и потребностей, помогает действующая у нас Служба информационного комфорта семьи.

Одним из востребованных её направлений является информационный сервис для будущих мам и молодых родителей. Они могут воспользоваться электронным банком данных о законодательных материалах по вопросам охраны детства и материнства, познакомиться с электронными версиями рекомендательных, информационных листовок "Мама! Я здесь!", "Баю-баюшки-баю" (с перечнем и текстами колыбельных песен), информационных буклетов "Новорожденный" отец", "Полезные советы молодым родителям", "Рекомендации по "применению современной бабушки" и другие. А полная информация о женских и детских лечебных учреждениях города, традиционных и нового типа, имеется только на нашем сайте.
Уже на протяжении 10 лет в библиотеке работает образовательный центр "Мальвина", который помогает родителям подготовить малышей к школе. Первое знакомство с компьютерами у многих малышей происходит именно в библиотечной "Мальвине".

Особым вниманием и заботой окружены семьи, имеющие детей-инвалидов. Третий год мы продолжаем внедрять проект "Ты не один в мире", направленный на информационную поддержку детей-инвалидов, которым необходима разносторонняя информация для учебы, развития своих способностей и организации досуга. Участники нашей программы - дети, у которых страшное заболевание ДЦП отняло возможность свободного передвижения, подросли за 3 года, стали для нас, работников библиотеки, близкими друзьями. За это время с помощью подаренных библиотекой и фондом "Возрождение" компьютеров они научились многому: готовить школьные задания, рисовать, писать стихи и рассказы, освоили пользование Интернет.

Коллектив нашей библиотеки творческий, поэтому ежегодно нарабатывает новые, оригинальные формы и методы популяризации книжного фонда и периодических изданий. Межличностное общение читателей с библиотекарями очень часто наталкивает последних на новые идеи, касающиеся популяризации печатных изданий, организации досуга школьников во время каникул. Но не одно мероприятие сегодня не проходит у нас без медиа-панорам, виртуальных путешествий и экскурсий, слайд-шоу. С помощью компакт-дисков проводится подбор музыкального сопровождения зрелищных мероприятий.

Плодотворное сотрудничество библиотеки с издательством "Атол" вылилось в презентацию сборника детских стихов и рисунков николаевской поэтессы и художницы Антонины Барченко "Веселый зоопарк", выпущенного к 100-летию николаевского зоопарка. Сюрпризом для ребят - участников презентации было то, что издательство параллельно с печатным изданием выпустило СD-ROM-ный вариант этой книгираскраски. Импровизированный виртуальный конкурс "Раскрась меня", виртуальная экскурсия по Николаевскому зоопарку придали мероприятию динамизм и веселье.

Большое достижение 2001 года - это создание Web-сайта библиотеки. На нем находится информация для всех заинтересованных пользователей: детей и родителей, учителей и студентов. Сайт состоит из семи страничек.

"Детская страничка". Эта страничка имеет много линков на детские художественные произведения в Интернет ("Интернет-Почитайка"), линки на каталог детских ресурсов ("Интересный Интернет"). Маленький пользователь, который зашел на эту страничку, имеет возможность поиграть в интеллектуальные игры, принять участие в викторине по творчеству А. Линдгрен и других писателей.

"Ресурсы для преподавателей" - все, что может заинтересовать учителей, воспитателей, студентов, родителей. Это мини-справочник "Литературная Николаевщина", сводный каталог периодики по ЦБС, информация обо всех информационных ресурсах библиотеки, сценарии краеведческих массовых мероприятий.

"Профессиональная страничка" - информация о модернизации профессионального образования в ЦБС, целевые комплексные программы, по которым работает библиотека. Приведены так же материалы исследования "Социологический портрет коллектива ЦБС" (стаж работы библиотекарей, уровень профессионализма, образовательный уровень и др.).

"Что новое в библиотеке" - списки новых поступлений, библиотечные новости, план массовых мероприятий на месяц.

"Игровая комната" - приведены линки игровых сайтов, а также интеллектуальные игры, викторины.

"Поговорим" - все желающие имеют возможность пообщаться в chat-room или послать свои вопросы, пожелания на электронный адрес ЦДБ.

"Наши ресурсы". На этой странице размещены все указатели литературы, которые были созданы отделами ЦДБ, а также полнотекстовые электронные базы. Пользователи на сайте находят информацию об истории и структуре нашей библиотеки. На сайте также сделаны линки библиотек города, детских библиотек Украины. Информация о библиотечном сайте была размещена в городской прессе. Это дало свои результаты: за 6 месяцев сайт посетило около 500 пользователей.
Создавая собственные информационные ресурсы, мы стараемся изучать и знать информационный рынок с тем, чтобы отбирать наиболее стоящее, что имеется на нем для развития читателей.
Коллектив библиотеки вкладывает максимум сил, творческой энергии и профессиональных знаний для того, чтобы доказать своим потенциальным и настоящим пользователям: современная библиотека - это тот институт, в котором доступ к разносторонней информации, материалам и услугам рассматривается как право, а не привилегия. В то же время, решая глобальные задачи по информатизации библиотеки, мы не должны в суете важных и значительных дел потерять маленького человека, на адаптацию которого в этом очень непростом мире и направлена наша миссия.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 12/4/2024
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей