Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Skip Navigation Links.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані Інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві

Бібліотека: вчора, сьогодні, завтра


В. Коваленко
Крымский респондент детской библиотеки
им. В.Н. Орлова, г. Симферополь

"Душу исцелят добро и слово"

Не відкриємо ніякого секрету, коли скажемо, що книга дуже часто, особливо у складних життєвих ситуаціях, позитивно впливає на стан здоров'я і настрій людини. У нашій свідомості книги - це хранителі (обереги) знань, що передають духовні традиції, культуру і мистецтво від покоління до покоління і єднають людей різних епох і народів словом.

Упродовж останніх років у діяльності бібліотек, в першу чергу дитячих, поряд з традиційними напрямками роботи з книгою утверджується ще один - бібліотерапія, тобто лікування людської душі словом. Саме цій важливій проблемі присвячено видання "Душу исцелят добро и слово", яке нещодавно було створене Кримською Республіканською дитячою бібліотекою ім. В.Н. Орлова. В ньому автор розповідає про методику роботи та пріоритетні напрямки бібліотерапії.

Публікуємо стислий виклад видання і сподіваємося, що це буде для вас цікаво.


"Есть чудеса: улыбки, … прощение, и
вовремя сказанное нужное слово.
Владеть этим - значит владеть всем".

А. Грин

Сегодня по отношению к детям можно судить о культуре и нравственности общества, в котором они живут.

Одной из приоритетных задач детских библиотек на сегодняшний день является реализация права каждого ребенка на библиотечно-информационное обслуживание, что гарантируется Конвенцией ООН о правах ребенка: " … Ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества" (ст. 23).

И сегодня именно библиотеки должны помочь этому процессу, так как сама жизнь подсказала необходимость осуществления их новой функции - БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ (от греч. "библион" - книга, т.е. "лечение книгой"). Именно детские библиотеки могут предоставить каждому ребенку "лекарство для души".

Давно известно, что чтение способствует преодолению дискомфортного состояния личности.
Суть библиотерапевтической методики заключается в руководстве чтением детей-инвалидов, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, детей из семей беженцев и т.д.

Уже известная практика работы библиотек в этом направлении позволяет говорить о библиотерапии (ранее понимавшейся только как "лечебное воздействие книги") как о лечении всеми библиотечными средствами.

Принципиальное отличие библиотерапевтических занятий от традиционных массовых мероприятиях в том, что эмоциональное воздействие на читателя осуществляется только художественным словом и музыкой. Полностью отсутствуют формы привычной пропаганды книги (указание авторов, названий, демонстрация литературы, т.е. элементы библиографического обзора, беседы).

Кроме того, реализация межличностного общения на библиотечных мероприятиях может дать возможность осуществлять социально-психологическую защиту личности ребенка, ее адаптации к различным условиям жизнедеятельности.

В библиотерапии важно использовать комплексные формы работы, как, например, создание при библиотеке заочного консультативного пункта "Ваш консультант":

· Еженедельно анализируются вопросы, которые читатели оставляют в специальном ящичке, и подбираются соответствующие статьи из газет и журналов;
· Здесь же находится "Тетрадь твоих откровений", в которой ребята имеют возможность анонимно поделиться своими проблемами, тревогами, попросить помощи, совета сверстников, библиотекарей, педагогов, психологов и т.д.;
· Систематически проводятся традиционные библиотерапевтические пятиминутки: библиотекари выступают в роли умелого чтеца соответствующих отрывков из книг.

Библиотекарь, занимающийся библиотерапией, должен обладать определенным уровнем профессионального мастерства и рядом личных качеств:

· умением общаться с детьми; гибко, дифференцировано реагировать на их запросы;
· способностью вести диалог с читателем-ребенком, концентрируя при этом внимании на интонации общения с ним;
· пониманием индивидуальности ребенка, своеобразия его познавательных интересов;
· учитывать, что внешний вид, манера поведения библиотекаря являются важными моментами библиотерапии.

Дифференцированный подход к каждому читателю является естественным для библиотерапии: каждому читателю - свою книгу! Ведь книга не только несет полезную информацию, но и способствует повышению самосознания, самооценки ребенка. Например, чтение автобиографий известных людей, которые, будучи инвалидами, добились успеха и признания, помогает осознать цель, к которой надо стремиться, понять, что даже при серьезных болезнях, можно стать полезным обществу и людям.

А библиотерапевтический список литературы для ребенка-инвалида составляется библиотекарем и врачом. Он должен включать 6-8 произведений, и главный принцип отбора литературы - герой книги обязан сам, без посторонней помощи, побороть свое несчастье или недуг.

Подбирая литературу для чтения по наклонностям и интересам ребят, обучающихся на дому, нужно учитывать психику детей, их ранимость, больше рекомендовать веселых произведений отечественных и зарубежных авторов, которые не только развлекают, но и многому учат, воспитывают: произведения С. Маршака, С. Михалкова, книги В. Медведева "Баранкин, будь человеком!", Л. Лагина "Старик Хоттабыч", С. Прокофьевой "Приключения желтого чемоданчика" и т.д.

Значительная часть мировой классики - книги о суровой правде жизни. Эти книги нужно вводить в круг чтения детей постепенно, начиная с романтических произведений А. Грина, М. Рида, переходя к реалистическим рассказам и повестям Э. Сетон-Томпсона или Дж. Лондона.

Для подростков предпочтительнее фантастика, чему способствует наличие в такой литературе стремительно развивающегося сюжета, присутствие героя, которому можно сопереживать (Дж. Р.Р. Толкиен "Властелин колец", А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом", В. Крапивин "Застава на якорном поле" и др.).

Снятие апатии, стрессовых впечатлений, обретение уверенности в собственной значимости, необходимости для других - все это в Золотом фонде детской литературы: Э. Портер "Поллианна", М. Энде "Бесконечная книга", А. Маршалл "Я умею прыгать через лужи", Т. Габбе "Город мастеров", В. Крапивин "Та сторона, где ветер" и др.

Кроме того, в адаптационную программу библиотерапии, помимо чтения книг, должно входить самостоятельное письменное творчество детей. В этом случае ребенок выступает как самостоятельная личность, как автор. Это позволяет ему самовыразиться, освободиться от комплексов. Так, однократное написание ребенком собственной автобиографии в 50% случаев разрешает большинство его психологических проблем, вызванных физическими дефектами и невозможностью выполнять действия, доступные обычным людям.

Большое значение в библиотерапевтической практике имеет и создание комфортных условий для читателей-детей, оформление и создание дизайна. В детской библиотеке ключевым элементом дизайна могут быть поделки детей. Вид собственной работы, находящейся в стенах библиотеки и привлекающей внимание других детей, развивает у ребенка чувство самоуважения.

Библиотерапия располагает целым рядом направлений и методик деятельности.

I. С к а з к о т е р а п и я

В сказкотерапии широко используется терапевтическое воздействие жанров народной и авторской сказки. Сказка отражает модели поведения, ценностей, убеждений, жизненных ситуаций. Важной чертой сказки является то, что в ней добро всегда побеждает зло.

Библиотерапевтическое воздействие оказывают разнообразные формы работы:
· Инсценировки любимых сказок;
· Литературные конкурсы "Угадай литературного героя", "По дороге в сказку";
· Творческая семейная игра "Расскажи сказку";
· Литературный час "В стране великих сказочников";
· Игры "Сотвори свою сказку", "Время сказок и добрых чудес";
· Праздники сказок;
· Игры-путешествия "По сказочной стране", "По следам сказочного героя";
· Вернисаж портретов Бабы Яги;
· Конкурсы рисунков, сочинений, рукописных книг;
· Беседа "Лечит слово … В. Орлова".

В сказкотерапии идея одухотворенности окружающего мира, природы дает богатый инструментарий для развития личности юного читателя, и тесно переплетается с экотерапией.

II. Э к о т е р а п и я

Эта библиотерапевтическая методика наиболее доступна.

Включение книги о героеживотном в библиотерапевтический процесс проходит после участия ребенка в реальной ситуации, связанной с конкретными животными (наблюдение за домашними любимцами, подкормка птиц зимой, спасение бездомных животных и т.д.), затем эмоциональная реакция ребенка закрепляется и развивается в ходе чтения книги о таком же животном и подобной ситуации.

Формы работы экотерапии разнообразны и познавательны:
· Инсценировки стихотворений С. Маршака "Волк и лиса", "Усатый, полосатый", С. Михалкова "Как медведь трубку нашел", "Как мужик корову продавал", "Птичий двор" и др.;
· Комментированное чтение сказок Кисилева "Как кукушки лес спасли", "Про умных куличков";
· Чтения "по цепочке" произведений В.Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка;
· Путешествия и экскурсии по книгам о заповедниках и заказниках;
· Написание мини-сочинений в защиту бездомных и домашних животных;
· Оформление и совместное пополнение картотеки-игрушки: "Животные - герои книг", "Собака - твой друг", "Птицы, рыбы, звери";
· Экологический тренинг "Радость человека - творить добро";
· Создание в библиотеке совместными усилиями библиотекаря и детей "зеленых зон", живого уголка или комнаты природы;
· Проведение дог-шоу, турниров "Мисс Кис-кис".
Большое значение экотерапия придает знакомству с произведениями композиторов, художников-пейзажистов, писателей и поэтов, запечатлевших природу в своем творчестве. В рамках этой темы проводятся:
· Тематические композиции "Союз природы и искусства", "Природа в изображении художников", "Летний пейзаж на картинах художников";
· Вечера-портреты "Певцы русского леса", "Великий певец моря";
· Конкурсы чтецов стихотворений о природе, рисунков "Природа глазами детей".
И здесь экотерапия созвучна с библиотерапевтичекой методикой арттерапией.

III. А р т т е р а п и я
(терапия творчеством, искусством)

Основная задача арттерапии - научить детей воспринимать себя через искусство. В работе по данной методике девизом можно взять слова Антуана де Сент-Экзюпери: "Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться". Для ребенка и подростка огромное значение имеет достижение ощущения "я это могу", "мое творчество интересно и значимо для других".

Формы работы по арттерапии многообразны:
· Конкурс рисунков "Катастрофы" (дети рисуют картины катастроф, а потом все вместе придумывают к этому рисунку рассказ-продолжение);
· Нравственные чтения "Постигая мир добра";
· Библиотерапевтический "Спектакль, который лечит";
· Часы, дни, недели творчества;
· Дни чистых помыслов и деяний;
· Мини-театр "Шляпа волшебника" (каждый, кто наденет ее, становится режиссером и актером своего спектакля);
· Конкурс сочинительства (предложить детям за одну минуту написать столько слов, сколько придет на ум, или написать короткое "любовное признание" фрукту);
· Организация и пополнение фонотеки различных записей (шум леса и морского прибоя, записи голосов птиц), которые помогают снять эмоциональное переутомление, психологический дискомфорт.
В организации арттерапии существуют определенные правила и наиболее популярные методики:
· музыкотерапия (библиотерапевтическое воздействие слова и музыки);
· куклотерапия (участие в кукольном спектакле, изготовление пальчиковых кукол или библиотечного "Уважайки").
Арттерапия созвучна с еще одной методикой библиотерапии.

IV. И г р о т е р а п и я

Одним из действенных средств психолого-педагогического воздействия на развитие ребенка является игрушка. Она предшествует книге и выполняет ту же воспитательную и развивающую роль.

В игротерапии большое значение имеет слово. Очень важно использовать в процессе игротерапии "крылатые" выражения, поговорки, высказывания, цитаты из художественных произведений - для формирования ценностей ориентации ребенка. Например, игровая поэзия снимает агрессивные побуждения ребенка: "Вредные советы" Г. Остера - не что иное, как психотерапевтический прием лечения неврозов, снятия стресса. Детские страшилки, ужастики, дразнилки способствуют выходу негативных эмоций, преодолению детских обид и страхов.

Формы работы по игротерапии самые разнообразные:
· Путешествие "По стране Мультипликации";
· Урок радостного чтения;
· Конкурс "Мы смотрим и рисуем мультфильм";
· Игра "Сотвори сказку";
· Праздник книги и игрушки;
· Книжная выставка "Почитаем-поиграем" (по соседству с книгами размещаются куклыгерои книг, помещенных на выставке).

В обычные беседы, встречи с детьми, библиотечные уроки должны включаться игровые приемы.
Например: вопросы викторины задает сказочная говорящая яблонька. На ней - красные (для девочек) и зеленые (для мальчиков) яблочки, на обороте которых для каждого свой вопрос: "Девочка, какая ты хорошенькая, улыбчивая и умница!

кажи мне, куда гуси-лебеди унесли Иванушку?" или мальчику: "Какой ты добрый, умный, трудолюбивый! Скажи мне, пожалуйста, что сказала Лягушка Ивану-Царевичу?" и т.д.

Даже с азами библиографии нужно знакомить ребят в доступной для них игровой форме. Например, при проведении конкурса "Твой друг - автомобиль" игрушечный грузовичок заполняется карточками, в которых можно найти информацию о книгах по этой теме. Именно такой "каталог" запомнится и привлечет ребят.

Опыт библиотерапии различных стран свидетельствует о том, что библиотерапия не является панацеей, но значимость ее для лечебной, реабилитационной и педагогической работы неоспорима.

Якщо вас зацікавила ця проблема і вам захотілося дізнатися, як під час творчої сімейної гри можна відкрити для батьків ті знання, які живуть в дитячих душах, як пов'язати казкову ситуацію з реальним життям, як провести з дітьми екологічний тренінг, як поставити з дітьми виставу та навчити їх співпереживати своїм героям, - про це та багато іншого ви можете дізнатися, ознайомившись з даним виданням.


"Душу исцеляет добро и слово": Метод. рекомендации по использ. библиотерапии в дет. б-ке. / Крым. респ. дет. б-ка им. В.Н. Орлова; Сост. В.Б. Коваленко. - Симферополь, 2002. - 24 с.

Бажаємо успіхів та сподіваємося, що і у вас є чим поділитися зі своїми колегами.Редакція журналу.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 12/4/2024
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей